Психолого-медицинские основы здорового образа жизни и БЖ

В настоящее время наука о здоровье развита гораздо меньше, чем медицина. Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов. Это определение приводится в Преамбуле к Уставу Всемирной организации здравоохранения, принятому Международной конференцией здравоохранения, Нью-Йорк, 19-22 июня 1946 г.; подписанному 22 июля 1946 г. представителями 61 страны и вступившему в силу 7 апреля 1948г.

Медицина есть система научных знаний и практической деятельности, целью которой является продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Накопленный медициной опыт в изучении болезней, равно как и экономический анализ затрат на диагностику и лечение заболеваний, убедительно показывают относительно малую социальную эффективность профилактики болезней для повышения уровня здоровья как детей, так и взрослых в общепопуляционном масштабе, поскольку медицина своей основной задачей ставит предупреждение рецидивов заболеваний. Поэтому, охрана здоровья детей и взрослых может быть реализована только на основе многоуровневого медико-биологического подхода.

Сегодня актуальным является вопрос изучения человека на стыке многих научных дисциплин: биологии, экологии, медицины, психологии и безопасности жизнедеятельности.

Рассматривая заболеваемость населения, учитывают так называемые этиологические факторы риска, которые являются основными причинами ухудшения здоровья людей. В медицине общепризнанным является следующее соотношение этиологических факторов: образ жизни — 50% окружающая среда — 20%, наследственность — 20%, медицинское обслуживание — 10%

Многие ученые склоняются к мнению, что при сохранении существующей тенденции технократического пути движения общества здоровье населения будет на 50-70% зависеть от качества среды обитания. Уже сейчас здоровье во многом рассматривается как показатель конечного экологического эффекта воздействия факторов среды. Среду обитания, можно четко разделить на внешнюю (вне помещения) и внутреннюю (в помещении), тесно взаимосвязанные путем обмена информацией, энергией, веществами.

Взаимоотношение человека с внешней средой и с самим собой это ни что иное как образ жизни. Создание образа здоровой жизни методами обучения и воспитания, результат которых проявится в успешном применении знаний, умений и навыков в жизни, в работе над личным здоровьем является важной задачей.

Одним из разделов программы безопасности жизнедеятельности как учебной здоровье сберегающей дисциплины является здоровый образ жизни (ЗОЖ). Изучение отдельных аспектов ЗОЖ, его мотивации во многом помогает понять, что среди всех ценностей человека, какими его наградила природа, самой главной является здоровье, которое обеспечивает физическое, духовное и социальное благополучие, а также активную жизненную позицию и способность реализовать свой потенциал во всех сферах деятельности.

Базой первичной профилактики являются опыт формирования средств профилактики, разработка рекомендаций по здоровому образу жизни, народные традиции и обряды поддержания здоровья. При этом отбор и широкое практическое применение рекомендаций, обладающих потенциальными возможностями повышения здоровья, творческой и духовной активности человека должны стать целью медицины. Валеологический анализ причин здоровья требует переноса центра внимания от медицинских аспектов к физиологии, психологии, культурологи, в духовную сферу и конкретные режимы и технологии обучения, воспитания и физической тренировки.

Природа позаботилась о ресурсе здоровья человека, снабдив структурной и сенсорной системами, а человек в свою очередь должен умело распорядиться этим даром. Важно, чтобы у человека сформировалась сознанная необходимость заботиться о своем здоровье. Главная особенность всех здоровье сберегающих дисциплин — правильно вычислить возрастную мотивацию сохранения и укрепления здоровья. Следует отметить, что никакие наставления, указания и приказы не заставят человека вести здоровый образ жизни, укреплять свое здоровье. Одним из вариантов решения проблемы может стать развитие «педагогики сотрудничества» между учащимся и педагогом. Это поможет повысить заинтересованность учащихся, развитие внутренней потребности в приобретении гигиенических, медицинских знаний и повышении общей культуры.

Здоровый образ жизни можно и нужно целенаправленно формировать, рассматривая как форму поведения, обеспечивающую сохранение и длительное поддержание всех составляющих здоровья.

Комментарии запрещены.