Глоссарий

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

АДАПТАЦИЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ — совокупность морфофизиологических и поведенческих особенностей организма, обеспечивающая возможность специфического образа жизни в определенных условиях внешней среды.

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — процесс взаимодействия личности или группы личностей с социальной средой, процесс внутренней и внешней гармонизации личности со средой.

АКМЕОЛОГИЯ — наука об оптимизации личностных и психологических возможностей человека и достижении им вершин мастерства в профессии и творчестве.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ (ПОДСОЗНАНИЕ) — термин, применяющийся для обозначения психических процессов, протекающих без отображения их в сознании и помимо сознательного управления.

БОЛЕЗНЬ — это состояние организма, выраженное в нарушении его нормальной жизнедеятельности, продолжительности жизни и его способности поддерживать свой гомеостаз, следствие ограниченных энергетических и функциональных возможностей живой системы в противопоставлении патогенным факторам.

ВАЛЕОЛОГИЯ — наука о природе здоровья человека, междисциплинарная, интегральная область знания, изучающая здоровье человека на всех его уровнях.

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — знание человеком своих генетических, физиологических и психологических возможностей, методов и средств самоконтроля, сохранения и развития своего здоровья, потребность в сохранении здоровья и ее реализация, понимание здоровья как личной ценности, умение распространять валеологические знания на окружающих.

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — процесс формирования потребности и мотивации на здоровье и здоровый стиль жизни как неотъемлемой части жизненных ценностей и общей культуры человека.

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ — процесс формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладения умениями сохранения и совершенствования личного здоровья, оценки формирующих его факторов, усвоения знаний о здоровом стиле жизни и умений его построения, освоения методов и средств пропаганды здоровья и здорового стиля жизни.

ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА — совокупность методов и приемов воспитания и обучения, основанная на интерпретации человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов.

ВЕЩЕСТВО — вид материи; то, из чего состоит физическое  тело.

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ— общее название приёмов представления физического явления в виде, удобном для зрительного наблюдения и анализа.

ВИНА — отрицательно окрашенное чувство, объектом  которого является некий поступок субъекта, который кажется ему причиной негативных для других людей последствий; уровень энергии.

ВРЕМЯ — форма протекания физических и психических процессов, условие возможности изменения; информация энергии пространства.

ГАРМОНИЯ — согласование разнородных и даже противоположных (конфликтных) элементов.

ГЕРОНТОЛОГИЯ — наука, изучающая биологические, социальные и психологические аспекты старения, его причины и способы борьбы с ним (омоложение).

ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ — направление в  психологии, выдвинувшее программу

изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов — образов, форм).

ГИПОТЕЗА — форма развития знаний, представляющая собою обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений.

ГНЕВ — отрицательно окрашенный аффект, направленный против испытываемой несправедливости и сопровождающийся желанием устранить её; уровень энергии.

ГОМЕОСТАЗ — способность биологических систем противостоять изменениям и сохранять динамическое относительное постоянство состава и свойств (саморегуляция).

ДИАГНОСТИКА — процесс распознания состояния организма или болезни, оценка индивидуальных биологических, психических или социальных особенностей субъекта.

ДУХ — тонкоматериальная субстанция, которая обеспечивает устремление вперед, эволюционирование энергии и выполнение определенной миссии (особого задания программы) человека.

ДУХОВНОСТЬ —совокупность проявлений духа в мире и человеке, совокупность высших качеств, то есть энергий, нарабатываемых человеком с определённого уровня развития и формирующих целостность данных качеств.

ДУША — тонкоматериальная субстанция, в которой выражена природа человека, дающая начало и обуславливающая жизнь, способности ощущения, мышления, сознания, чувств и воли, противопоставляемая телу.

ЗАДАЧА  — проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь.

ЗДОРОВЬЕ — состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (Всемирная организация здравоохранения при ООН).

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ — образ жизни, способствующий укреплению здоровья человека.

ЗНАНИЕ — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека.

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ — совокупность знаний о природных объектах, явлениях и процессах.

ИНДИВИД — отдельный человек как уникальное сочетание его врожденных и приобретённых свойств.

ИННОВАЦИОННОСТЬ — результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей.

ИННОВАЦИЯ — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком.

ИНТЕГРАЦИЯ— процесс объединения частей в целое.

ИНТЕГРАЦИЯ МОЗГА — задействование активности обоих полушарий мозга.

ИНФОРМАЦИЯ— форма движения, которая генерируется мозгом в виде понятий, категорий, представлений; форма энергии событий и процессов в пространстве и во времени.

ИСЦЕЛЕНИЕ — комплексный процесс восстановления целостности, баланса организма на физическом, энергетическом и информационном уровнях, создание гармонии всех его частей.

КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ — стабильные внутренние особенности человека, оцениваемые позитивно; позитивные черты характера, знания, умения и навыки; энергии, нарабатываемые человеком.

КЛАСТЕР — объединение нескольких однородных элементов (по каким-либо подобным признакам), которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.

КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА — виды альтернативных направлений медицины, которые применяются в здравоохранительной практике совместно с официально признанными методиками.

КОНЦЕНТРАЦИЯ — мысленное сосредоточение на каком-либо объекте или субъекте.

КОНЦЕПЦИЯ — определённый способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения; система взглядов на явления в мире, в природе, в обществе.

ЛЕЧЕНИЕ — система мероприятий, направленных на восстановление здоровья, предупреждение осложнений заболевания и устранение тягостных для больного проявлений болезни.

ЛИЧНОСТЬ — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности.

МАТЕРИЯ — фундаментальное физическое понятие, связанное с любыми объектами, существующими в природе, о которых можно судить благодаря ощущениям; энергия, структурированная особым образом под управляющим воздействием информации.

МЕДИЦИНА — система научных знаний и практических мер, объединяемых целью диагностики, лечения и профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья и трудоспособности людей, продления жизни, а также облегчения страданий от физических и психических недугов.

МЕДИТАЦИЯ — особое психическое состояние (медитативное состояние), возникающее в результате определенных причин.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ — синтез различных теоретических положений и методологий, которые вовлекаются в научное исследование из других дисциплин.

МЕНТАЛЬНОСТЬ — образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе.

МЕТОД  — систематизированная совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи или достижение определённой цели.

МЕТОДОЛОГИЯ — учение о методах, способах и стратегиях исследования предмета.

МИРОЗДАНИЕ — совокупность пространства, времени, всех форм материи, физических законов и констант, которые управляют ими; космос, мир, природа.

МОЗГ — орган, координирующий и регулирующий все жизненные функции организма и контролирующий поведение.

МЫСЛЬ — упакованный смысл, переданный сознанию (всплывший в сознании) в процессе мышления и обладающий энергией и информацией.

МЫШЛЕНИЕ — одна из высших психических функций, психический процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

НАВЫК — деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма.

НАМЕРЕНИЕ — мысль, замысел, цель, желаемый результат; уровень энергии.

НАУКА — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности.

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА — особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий, целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях мира.

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ — междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацеленное на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ.

ОБИДА — несправедливо причиненное огорчение, оскорбление, а также вызванная этим отрицательно окрашенная эмоция, включающая в себя переживание гнева к обидчику и жалости к себе в ситуации, когда ничего уже невозможно поправить; уровень энергии.

ОБРАЗОВАНИЕ — процесс усвоения знаний, обучение, просвещение; процесс или продукт формирования ума, характера и физических способностей личности.

ОБУЧЕНИЕ — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.

ОНТОГЕНЕЗ — индивидуальное развитие, охватывающее все изменения от момента рождения до рассматриваемого периода или смерти.

ОРГАНИЗМ — живое тело, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи; самовосстанавливающаяся система.

ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ — направленность; поляризованность, упорядоченность, нацеленность.

ПАТОГЕНЕЗ — механизм зарождения и развития болезни и отдельных её проявлений.

ПЕДАГОГИКА — наука о воспитании и обучении человека.

ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — направление психологии, которое занимается исследованием положительных аспектов психики человека.

ПОЛЕ ФИЗИЧЕСКОЕ — особая форма материи, связывающая частицы (объекты) вещества в единые системы и передающая действие одних частиц на другие.

ПОЗНАНИЕ — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — психология, ориентированная на широкий контингент образованного населения и их запросы как личностного, так  и делового характера.

ПРИКЛАДНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ — ориентация его содержания и методов на тесную связь с жизнью, основами прикладных наук, на подготовку к использованию знаний в предстоящей деятельности.

ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — психология, направленная на практику, но ориентированная на специалистов-психологов.

ПРИНЦИП — основополагающая истина, закон, положение или движущая сила, лежащая (лежащий) в основе других истин, законов, положений или движущих сил.

ПРИРОДА — материальный мир Вселенной, основной объект изучения естественных наук.

ПРОБЛЕМА — сложный вопрос, требующий изучения, разрешения.

ПРОЕКТ — целостная совокупность моделей, свойств или характеристик, описанных в форме, пригодной для реализации системы.

ПРОСТРАНСТВО — место, в котором определяется положение физических тел, происходит движение различных физических тел и объектов; информация энергии времени.

ПРОЦЕСС — течение, ход, продвижение; форма энергии событий и информации в определенном пространстве и в настоящем времени.

ПРОЩЕНИЕ — отпущение вины (извинение).

ПСИХИАТРИЯ — раздел медицины, изучающий психические заболевания, методы их лечения и профилактики.

ПСИХИКА — системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира.

ПСИХОЛОГИЯ — наука о мышлении, сознании, поведении и душе человека.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИЛИ ПСИХИЧЕСКАЯ ТРАВМА — вред, нанесённый психическому здоровью человека в результате интенсивного воздействия неблагоприятных факторов среды или остроэмоциональных, стрессовых воздействий на его психику.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ — один из видов психологической помощи.

ПСИХОСОМАТИКА — направление медицинской психологии, занимающееся изучением возникновения ряда соматических заболеваний.

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА  — нарушения функций внутренних органов и систем, возникновение и развитие которых в наибольшей степени связано с нервно-психическими факторами, переживанием острой или хронической психологической травмы, специфическими особенностями эмоционального реагирования личности.

ПСИХОТЕРАПИЯ — система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека.

ПСИХОЭНЕРГОИНФОРМАЦИОННЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ –  обмен, перетекание тонкой материи: психической энергии и информации от одного человека к другому.

РЕЗИСТЕНТНОСГЬ ОРГАНИЗМА — устойчивость организма.

САМОСОЗНАНИЕ — сознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ Я».

САНТИВНОСТЬ — потенциал, резерв здоровья.

СИНЕРГЕТИКА — междисциплинарное направление науки, изучающее общие закономерности явлений и процессов в сложных неравновесных системах (физических, химических, биологических, экологических, социальных и других) на основе присущих им принципов самоорганизации.

СИСТЕМНОСТЬ — направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы, целостного комплекса взаимосвязанных элементов.

СОБЫТИЕ – то, что происходит в некоторый момент времени и рассматривается как изменение состояния мира; форма энергии процесса и информации в определенном пространстве и в определенном времени.

СОЗНАНИЕ – высшая, свойственная людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека за счет рефлексии.

СОМАТИЧЕСКИЙ — телесный.

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТИВИЗМ — образование социальных конструкций в процессе обучения.

СПОСОБНОСТИ — свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода  деятельности.

СТРАХ — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием, отрицательно окрашенная эмоциональным процессом; уровень энергии.

СТРЕСС — состояние напряжения; уровень энергии.

ТЕЛО — физическая оболочка живого существа.

ТЕРАПИЯ — процесс, целью которого является облегчение, снятие или устранение симптомов и проявлений того или иного заболевания, патологического состояния или иного нарушения жизнедеятельности, нормализация нарушенных процессов жизнедеятельности, выздоровление и восстановление здоровья.

ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — течение психологии, которое изучает трансперсональные переживания, измененные состояния сознания, соединяя современные психологические концепции, теории и методы с традиционными духовными практиками.

УМЕНИЕ — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков.

ФРАКТАЛЫ — геометрические фигуры, которые имеют особенности – дробление на части, подобные целому, или одно и то же преобразование повторяется в уменьшающемся масштабе.

ФУНДАМЕНТАЛЬНОСТЬ — научность, полнота и глубина знаний.

ФУНДАМЕНТАЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ — фундаментальные знания, лежащие в основе научной картины современного мира.

ХАРАКТЕР — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.

ХОЛИЗМ — принцип подчинения части целому, определенная иерархия.

ХОЛИСТИЧЕСКИЙ — целостный.

ЦЕЛОСТНОСТЬ — обобщённая характеристика объектов, обладающих сложной внутренней структурой (например, общество, личность, биологическая популяция, клетка), выражающая интегрированность, самодостаточность, автономность этих объектов, их противопоставленность окружению, связанную с их внутренней активностью, качественное своеобразие, обусловленное присущими им специфическими закономерностями функционирования и развития.

ЦЕЛЬ — намерение, замысел.

ЧЕЛОВЕК — живое разумное общественное существо, отличительными чертами которого являются его сознание, возможность мыслить и способность к осуществлению свободного выбора, принимать ответственность за поступки, наличие моральных суждений.

ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА — существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАВМА — это результат стрессового воздействия, сила которого оказалась для психики чрезмерной.

ЭМОЦИЯ — психический процесс, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям;  протяжённый во времени процесс внутренней регуляции деятельности человека, отражающий смысл (значение для процесса его жизнедеятельности); уровень энергии.

ЭНЕРГЕТИКА – энергетический потенциал человека, его способность усваивать, накапливать и использовать энергию.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – централизованная система организма человека, управляющая и координирующая деятельность организма и процессы его энергоинформационного взаимодействия с окружающим миром.

ЭНЕРГИЯ — единая мера различных форм движения и взаимодействия материи; информация пространства времени.

ЭТИОЛОГИЯ — причины и условия возникновения болезней.

Я-КОНЦЕПЦИЯ («Я-образ», «Образ Я») — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности.

Электронные библиотеки по психологии ссылка: http://www.iubip.ru/library/links/e-libraries/psychology

Комментарии запрещены.